Средневековый город Талгар на Великом Шелковом пути

Анонимный персидский географ конца Х века сочинил в 982 году географический трактат «Худуд ал-Алем» («Границы мира»). На его страницах среди населенных пунктов Семиречья было названо селенье Тальхиза. Оно располагалось среди гор на границе между тюркскими племенами чигилей и карлуков. Жители его, по характеристике средневекового географа, «воинственные, смелые и доблестные».

Анализируя древнее название, ученые пришли к мысли, что оно было искажено переписчиком оригинала сочинения и звучало иначе – Тальхир. Это название хорошо известно: так называется высочайшая вершина Заилийского Алатау, стремительная горная река и современный город.

Предшественник современного Талгара располагался на правом берегу реки Талгар у выхода ее из горного ущелья в долину. Сейчас никто из ученых не сомневается, что именно это городище соответствует селению Х в. Тальхизе-Тальхиру. Развалины Талгара в настоящее время представляют собой возвышенный четырехугольный участок, окруженный со всех сторон оплывшим валом. Площадь, занимаемая укрепленной частью, около 9 гектаров. По углам вала и по периметру располагались башни. За валом имелся ров.

Два въезда находились один напротив другого в середине юго-западной и северо-восточной стен. Соединялись они дорогой, которая делила всю территорию города на две почти равные части. К укрепленной части города со всех сторон примыкали постройки, которые составляли своеобразный торгово-ремесленный пригород. Вместе с ним город занимал территорию без малого 30 гектаров.

Для того чтобы определить время возникновения города, периоды подъемов и спадов в его жизни, причину гибели, узнать, кто населял город, чем занимались горожане, как они жили, на городище проводятся археологические раскопки. В настоящее время уже накоплен значительный материал, который освещает многие ранее неизвестные стороны жизни средневекового Талгара.

В IX веке на месте будущего города возникла укрепленная ставка. В ней селились купцы и ремесленники. Вначале они обслуживали хозяина и его двор, а вскоре стали производить товары для окружающего оседлого и кочевого населения. Так постепенно формируется город – центр административной власти, а также ремесла и торговли. Такой путь развития характерен для многих казахских, а также среднеазиатских городов. Огромную роль на рост города оказал Великий шелковый путь, одно из направлений которого пересекло Илийскую долину и вело в Китай, Японию, Среднюю Азию, Иран и Византию.

В конце IX-X веков Талгар превращается в город. В истории Казахстана X век примечателен политическими изменениями и экономическими сдвигами. Господство переходит к династии Караханидов, которые постепенно подчинили Среднюю Азию. Обширное государство было поделено на уделы, которыми управляли наместники из числа родственников верховного хана – хакана. В рамках единого государства усилива-ются экономические и культурные связи отдельных областей, получают развитие ремесла и торговля, земледелие и скотоводство. В этих условиях растет число городов. По сравнению с предшествующим временем в Казахстане их стало больше. Происходит не только увеличение числа городов, но и значительный территориальный рост. Особенно бурно развивается оседлоземледельческая и городская культуры в Илийской долине. Здесь появляются десятки новых поселений и городов. В то же время некоторые ранее существовавшие города превращаются в столичные центры больших географических и экономических районов.

Одной из таких столиц становится Талгар – крупнейший город левобережной части Илийской долины.

Территория Талгара в XI-ХII вв. увеличивается почти до 30 гектаров. Вся она густо застраивается домами-усадьбами. Как правило, усадьба состояла из жилой части, собственно дома и большого двора. Дома обычно многокомнатные, в них выделяются жилые комнаты, кухни, всевозможные кладовки. Дома заглублялись в землю, основания и нижние части стен складывались из камня на глиняном растворе. В строительстве широко использовалось дерево, главным образом знаменитая тянь-шанская ель, которая густым частоколом покрывала склоны гор. К дому примыкал двор, огороженный каменным либо глиняным забором. Дворы служили своеобразными загонами для домашнего скота. Интересно, что связь жилья с большим двором-загоном – характерная черта для Илийской долины на протяжении многих столетий. Задолго до жителей средневекового Талгара похожие дома строили усуньские племена, обитавшие в Илийской долине с III в. до н.э. по V век н.э. Этот же строительный принцип совсем недавно применяли казахи при сооружении постоянных зимовок.

Исследованиями установлено, что застройка города была очень густой. Жилые массивы рассекались узкими улочками с тупиками. Аналогичная застройка характерна для большинства средневековых городов Казахстана и Средней Азии.

Зная площадь городища и площадь, занимаемую усадьбой, нетрудно подсчитать количество домовладений города. В X-ХII веках в Талгаре их было 700. Если учесть, что в каждом проживала индивидуальная семья, насчитывавшая в среднем 5-6 человек, то все население города можно исчислять в количестве 3500-4200 человек при плотности 170-200 человек на один гектар жилой застройки.

Кто же населял Талгар? Закономерность этого вопроса вполне оправдана. Письменные источники дают достаточно определенный ответ: карлуки – тюркские племена, которым принадлежала Илийская долина уже с VIII в. Вплоть до конца X века они были объединены в государство, именуемое Карлукский каганат со столицей в городе Каялыке, располагавшемся в предгорьях Джунгарского хребта. Даже после установления господства караханидов карлуки не утратили известной автономии.

Вместе с карлуками в городе проживали потомки усуней, тюрки, чигили, а также выходцы из Согда (район Бухары и Самарканда), которые издавна славились как предприимчивые купцы и искусные ремесленники.

Как всякий большой город, Талгар был многолик по составу населения.

В настоящее время, пока не вскрыты большие участки города, трудно судить о различных по своему социальному положению группах горожан. Однако установлено, что ремесленники в основном концентрировались в рабадах-предместьях.

Здесь были обнаружены и исследованы мастерские гончаров, снабжавшие город и окружающее сельское население глиняной посудой. Раскопаны гончарные печи для обжига посуды, найдены различные приспособления, инструменты мастеров – каменные основания гончарных станков, набор минеральных красителей.

Развивается производство изделий из металла, высокого уровня достигают кузнечное, слесарное ремесла, производство ювелирных изделий из благородных металлов. Особенного успеха достигло кузнечное ремесло, при раскопках найдены сотни железных изделий: это и сельскохозяйственные орудия, и вооружение – сабли, кинжалы, ножи, оригинальные железные светильники; различный инструментарий гончаров – наковаленки, молотки, щипцы. Медники изготавливали массивные подсвечники и украшенные гравированным орнаментом светильники, стеклоделы выдували изящные графины и кувшины.

Развитие ремесел, подъем экономики города способствовали усилению торговой роли Талгара. Город обслуживал округу как земледельческую, так и кочевую. В резуль-тате международной торговли по Великому шелковому пути в город попадали предметы роскоши, а также высокохудожественные изделия из дальних стран. К числу привозных вещей, найденных в Талгаре, принадлежит великолепное медное блюдо. Внутренняя плоскость его украшена богатой гравировкой. В центре, в медальоне, оконтуренном двумя линиями, изображены два крылатых сфинкса.

Следующая орнаментальная полоса блюда занята гравированными фигурами бегущих зверей – собак и лисиц. Еще одна круговая полоса заполнена медальонами, разбросанными по полю блюда группами и по одному.

Стиль изображений на блюде, сюжеты (сфинксы и «гон зверей») характерны для большой группы изделий ХII – начала ХIII в. Нетрудно определить и район, где изготавливались такого рода изделия, – это Средняя Азия и Иран. Где-то в одном из далеких городов, в Мерве или Нишапуре, было изготовлено замечательное блюдо. Долгий путь пришлось проделать ему в плотно упакованных тюках предприимчивого купца, пока оно было продано на многолюдном базаре Талгара. Из Китая в Талгар попали фарфоровые чаши и бронзовые зеркала, а из Японии – блюдо, украшенное росписью, золотистым люстром и фигурами бородатых людей. Из Индии сюда привезли шахматы из слоновой кости и костяную фигурку Будды, из Афрасиаба доставили глазурованную керамику.

Торговля требовала большого количества денег. И неудивительно, что при раскопках Талгара найдено много медных и серебряных монет. Большинство из них чеканилось в XI-ХII веках в разных городах Средней Азии. Однако есть данные, позволяющие предположить, что и в самом Талгаре имелся свой монетный двор.

Таким рисуется Талгар – столица обширного региона VII-XIII вв. Не все страницы его интересной истории известны, многое еще предстоит узнать. И поэтому каждый год на руины города приезжают археологи.